Все-таки как полюбился мне Пехов за создание миров изначально, так и полюбился. Пожалуй, мир "Стража" - один из лучших миров про инквизицию, нечисть, церковную магию, демонов и ангелов из всех, что мне пока доводилось читать. Пехов не кидает факты на ветер ради красивого словца, и почти все сценки, все события и все подробности о мире в итоге последней книгой увязываются в единое полотно. В мире, похожем на Европу времен Инквизиции (по именам, одежде, языку можно угадать, какая страна примерно где, за вычетом "мальков" - ну и конечно все узнают Ватикан XD) уживаются клирики, колдуны и ведьмы - патентованные церковью и не очень, иные существа, которые мы привыкли считать нечистью, а также люди с необычным даром - видеть души умерших, которые могут быть как светлыми и просто неприкаянными, так и темными и вредить смертным. Некоторые из Видящих становятся стражами, получают особый кинжал и возможность, собирая темные души, продлить годы своей жизни.
Главный герой - Людвиг ван Нормайен - один из таких людей и путешествует в компании души сельского священника, которого все зовут просто Проповедник, темного одушевленного (это как души, но не совсем) Пугало и то и дело встречается со своей подругой-возлюбленной - тоже стражем, патентованной ведьмой и просто
Это если вкратце. А подбробнее и не расскажу. По сути, начало цикла - это сборник рассказов, в котором, как кажется, почти нет сквозной истории - только персонажи не меняются, отчего и правда все это сначала похоже на очень продуманный СПН с потрясающей атмосферой, но затем история раскручивается дальше и наступают спойлеры, потому что, как я сказал, ни одна практически деталь и герой повествования у Пехова в "Страже" - не случайны. Каждый персонаж получит свое развитие, до необходимого предела все тайны будут раскрыты. Это такая редкость, что ни одна из линий не оказалась подвешенной в воздухе в конце цикла.
А еще, кроме мира, невероятно импонируют центральные герои повествования: Людвиг и его маленькая компашка. Все четыре книги я думал о том, что Проповедник - это прямо я после смерти. Я бы тоже прицепился бы к кому-нибудь типа Людвига, и ныл бы, и брюзжал, и вообще всячески доставал объект, при этом оставаясь каким-то странным макаром друзьями
Гера вот только меня смущала большую часть повествования - все-таки мэрисьюшность проступает в ней, чем немного подбешивает, но, в принципе, потом ей добавилось хоть немного обоснуя и мотивации, и вроде как стало терпимо. Понравились образы второстепенных персонажей: особенно некоторые Псы Господни, типа отца Марта (Псы Господни - это клирики, обладающие церковной магией) или нескольких монахов-каликвецев опять-таки из боевого ордена Церкви. У них есть свои истории, свои характеры, опять-таки про мотивы Пехов тоже не забывает.
В общем, чтиво вышло качественным и захватывающим, оно закрыло гештальт, а оттого оставило надолго еще приятное послевкусие. А некоторые истории и вовсе хочется перечитать, чтобы вернуться к любимым героям. Да и подумать есть над чем. Собственно, а что еще нужно? х)